Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Образовательный центр №3 Майкопского района"

 

385774 Республика Адыгея, Майкопский район, ст. Абадзехская, ул. Первомайская,33

Телефон: 8(87777)57141

e-mail: school3abz@yandex.ru

сайт: http://abzschool3.edusite.ru

 

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

 

"Формирование и развитие функциональной грамотности обучающихся"

Функциональная грамотность — основа жизненной и
профессиональной успешности выпускников!

 

     ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ — это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения

   В настоящее время в России идёт становление и развитие новой системы образования, ориентированной на вхождение в мировое образовательное пространство . Одним из показателей успешности этого процесса является выполнение образовательных международных стандартов, в которых формирование функциональной грамотности обозначено в качестве одной из главных задач (Из указа Президента России от 7 мая 2018 года: Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования). Формирование функциональной грамотности рассматривается как условие становления динамичной, творческой, ответственной, конкурентоспособной личности (Из Государственной программы РФ «Развитие образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г: Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA).

 

     Высокий уровень сформированности функциональной грамотности у обучающихся предполагает способность эффективно участвовать в жизни общества, способность к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации. Следовательно, обществу нужен человек функционально грамотный, который умеет работать на результат и способен к определенным социально значимым достижениям.

      Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления.

     Как проявляется недостаток функциональной грамотности?

     О существовании функциональной грамотности мы чаще всего узнаем, только столкнувшись с ее отсутствием. Функциональная безграмотность обнаруживает себя при изменении ситуации, образа жизни или типа профессиональной деятельности. Часто выявляется в ситуациях столкновения человека с новыми для него технологиями. Так, человек не может разобрать схемы, инструкции, не может воспользоваться каким-либо устройством, например, мобильным телефоном, банкоматом и др. А.А. Леонтьев в одной из своих работ писал: «Если формальная грамотность – это владение навыками и умениями техники чтения, то функциональная грамотность – это способность человека свободно использовать эти навыки для извлечения информации из реального текста – для его понимания, сжатия, трансформации».

     Итак, функционально грамотная личность - это человек,

  • ориентирующийся в мире и действующий в соответствии с общественными ценностями, ожиданиями и интересами (например, умеющий соотносить и координировать свои действия с действиями других людей);
  • способный быть самостоятельным в ситуации выбора и принятия решений;
  • умеющий отвечать за свои решения;
  • способный нести ответственность за себя и своих близких;
  • владеющий приемами учения и готовый к постоянной переподготовке;
  • обладающий набором компетенций, как ключевых, так и по различным областям знаний;
  • для которого поиск решения в нестандартной ситуации – привычное явление;
  • легко адаптирующийся в любом социуме и умеющий активно влиять на него;
  • хорошо владеющий устной и письменной речью как средством взаимодействия между людьми;
  • владеющий современными информационными технологиями.

     На развитие функциональной грамотности учащихся влияют следующие факторы:

  • содержание образования (образовательные стандарты, учебные программы);
  • формы и методы обучения;
  • система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся;
  • программы внешкольного, дополнительного образования;
  • модель управления школой (общественно-государственная форма, высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана);
  • наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами;
  • активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.

 

Полезные ресурсы


Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

Методические рекомендации для педагогов по формированию функциональной грамотности:

 

 

 

 

 

Документы

Региональные:

 

Приказ от 23.11.2023 г. №1535 О внесении изменений в план мероприятий по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся образовательных организаций РА на 2023-2024 уч. г. 

Муниципальные:

РАСПОРЯЖЕНИЕ от 12.09.2023 г. № 758-р Об утверждении муниципального плана мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций Майкопского района в 2023-2024 учебном году

 

      Школьные:

 

Приказ от 07.09.2023 г. №270 Об утверждении плана мероприятий , направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ "ОЦ № 3 Майкопского района" в 2023-2024 учебном году.

 

     ПРИКАЗ от 10.01.2022 г. № 17   Об утверждении плана мероприятий, направленных  на формирование и оценку функциональной грамотности   обучающихся МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района»  в 2022/2023 учебном году.

     Приказ от 23.09.2021 г. №262 Об утверждении плана мероприятий, направленных на  формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ"ОЦ№ 3 Майкопского района" в 2021-2022 учебном году

     Аналитический отчет  об использовании электронного банка тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности в МБОУ «ОЦ № 3 Майкопского района»

 

Материалы к урокам по функциональной грамотности

 

     План-конспект урока по теме: Применение практико-ориентированных задач на уроках алгебры, как способ развития функциональной грамотности (9 класс)

     Формирование естественнонаучной грамотности обучающихся на уроках географии(презентация)

 

 

 

Дата последнего обновления страницы 07.04.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения